Закрыть
Рубрики
Мы тщательно собираем материал - изучаем причины и следствия, ищем намечающиеся тренды, проводим интервью, изучаем историю бизнеса. Мы пишем на русском, но живем в мире глобального бизнеса.
Контакты
О нас
Закрыть
Рубрики
Мы тщательно собираем материал - изучаем причины и следствия, ищем намечающиеся тренды, проводим интервью, изучаем историю бизнеса. Мы пишем на русском, но живем в мире глобального бизнеса.
Контакты
О нас
Мы тщательно собираем материал - изучаем причины и следствия, ищем намечающиеся тренды, проводим интервью, изучаем историю бизнеса. Мы пишем на русском, но живем в мире глобального бизнеса.
Рубрики
О нас
Контакты
Мы тщательно собираем материал - изучаем причины и следствия, ищем намечающиеся тренды, проводим интервью, изучаем историю бизнеса. Мы пишем на русском, но живем в мире глобального бизнеса.
Рубрики
О нас
Контакты
Старая закалка
Как компаниям привлечь и удержать сотрудников с детьми
Фото: Unsplash.com
Фото: Unsplash.com
Старая закалка
Как компаниям привлечь и удержать сотрудников с детьми
Максим Момот
Сотрудники с детьми долгое время считались проблемой для компаний, исходивших из того, что персонал должен фокусироваться исключительно на работе. Однако если создать для них благоприятные условия, то бизнес получит опытных сотрудников, которые будут лояльны и не захотят уйти. Как должны поменяться компании, чтобы стать комфортными для родителей?
«Гибкость и финансовая поддержка»
Эпидемия COVID-19 изменила жизнь компаний и сотрудников в разных отношениях, однако непросто пришлось работающим родителям, особенно работающим дома. По словам руководителя коммуникаций компании Mailchimp (почтовый маркетинговый сервис) Кейт Кифер Ли, из-за того, что школы периодически закрываются и учиться детям приходится дома, родители превратились еще и в помощников учителей, а дома из-за локдаунов стали игровыми площадками. И при всем этом они должны быть еще и офисами.
В особенно сложной ситуации оказались работающие женщины. В результате из 35 млн работающих матерей в США 9,8 млн столкнулись с «выгоранием», то есть с эмоциональным истощением на работе. С начала эпидемии COVID-19 два миллиона женщин в США ушли с работы, многие думают над тем, чтобы сделать то же самое. Причины этого понятны: забота о детях в основном лежит на женщинах, а многие детские сады в США закрыты, так же как и школы.
Однако, как подчеркивает Кейт Кифер Ли, в такой ситуации у работодателей возникает интересная возможность: если компании помогут своим сотрудникам в этой сложной ситуации, то получат конкурентное преимущество на многие годы вперед. Ведь сотрудники надолго сохранят лояльность такому работодателю.
«Работающим родителям нужны гибкость и финансовая поддержка», — подчеркивает Кейт Кифер Ли.
По ее словам, компании могли бы выплачивать таким сотрудникам какие-то средства для ухода за детьми, давать дополнительные выходные, а также деньги на обустройство рабочих мест дома. Все это позволит работающим родителям получить гибкость графика и нагрузки.
Правда, для компаний важно правильно понимать, что такое «гибкость». Как говорится в докладе McKinsey, многие компании не осознали, что такие условия работы — гибкий график и возможность работать из дома — не должны превращаться в ситуацию, при которой сотрудник находится на работе постоянно, из-за чего у него растет уровень стресса. 
«Больше трети сотрудников чувствуют себя так, как будто они должны быть готовы приступить к работе все 24 часа семь дней в неделю», — подчеркивается в исследовании McKinsey. — А это — прямой путь к выгоранию и потере сотрудников, особенно работников с детьми, у которых уровень стресса и без того высокий.
Проблема, конечно, еще и в том, что сами компании испытывают трудности, в том числе в каких-то случаях падение продаж и снижение прибыли. Так что средства для поддержки сотрудников могут найтись не всегда. Однако и в таком случае работодатели могут что-то сделать. Например, на какое-то время снизить нагрузку, не назначать собрания на те часы, когда родителям это неудобно (например, в конце рабочего дня, когда нужно забирать детей из детского сада или из школы, а рабочая встреча может затянуться). Или, например, на какое-то время сотрудника можно перевести на частичную занятость.
Кроме того, Кейт Кифер Ли предлагает наконец-то отказаться от пустых и никому не нужных совещаний, которые просто стоят в календаре, потому что их никто оттуда не убрал. Продолжительность тех совещаний, от которых нельзя избавиться, можно сократить, ведь они часто просто отнимают время, которое могло бы пойти на выполнение работы. Важные совещания можно записывать, чтобы у тех, кто не смог на них присутствовать, потом была возможность их посмотреть. «Не настаивайте на том, чтобы во время онлайн-совещаний участники включали свои видеокамеры», — советует Кейт Кифер Ли, имея в виду, что сотрудникам с детьми может быть неудобно демонстрировать всей компании свои домашние дела.
Нельзя забывать и о том, что для сотрудников-родителей особенно важна коммуникация с руководством, поскольку могут возникнуть какие-то непредвиденные вопросы, которые нужно будет обсудить. Каналы для такой коммуникации всегда нужно держать открытыми. В Mailchimp был проведен специальный опрос сотрудников о трудностях, с которыми они сталкиваются. В результате чего компания получила информацию, которую можно было использовать для улучшения ситуации. Кроме всего прочего, компания может помочь сотрудникам с детьми обмениваться опытом, создав для этого группы в корпоративных мессенджерах.
Не отрываться от «корней»
Конечно, над тем, как привлечь и удержать сотрудников с детьми, компании задумывались и до эпидемии. И на то есть причины. Как подчеркивает Дейзи Доулинг, основатель консалтинговой компании Workparent, число работающих родителей растет. В США из 102 млн работников в возрасте 25-54 лет 52 млн человек относятся именно к этой категории. Причем нынешнее поколение сталкивается с еще большими проблемами, чем предыдущие, поскольку сегодня намного чаще, чем прежде, работают оба родителя. Кроме того, больше стало неполных семей. Так что работающие родители в компании — это не какое-то маргинальное явление, и при этом они сталкиваются с массой трудностей ежедневно.
По словам Доулинг, гибкий график, позволяющий совмещать работу и заботу о детях, может оказаться для таких сотрудников самым важным критерием в поиске работы, даже более важным, чем размер зарплаты и другие условия. Причем это касается как матерей, так и отцов, которые, как показывает исследование Pew Research Center, стали больше времени уделять детям, чем прежде. К тому же за последние десятилетия в США выросло число отцов, воспитывающих детей в одиночку. Причем некоторые отцы отказываются от возможности делать карьеру на работе ради того, чтобы больше времени проводить с детьми.
Дейзи Доулинг рекомендует компаниям задуматься о том, чтобы включать информацию о политике в отношении сотрудников с детьми в раздел сайта о вакансиях. Поскольку в противном случае работу такие потенциальные сотрудники будут искать в другом месте, там, где бизнес готов им предложить более выгодные условия.
Что касается удаленной работы, она важна для родителей не только потому, что они могут остаться дома с детьми, особенно в то время, когда из-за эпидемии детсады закрыты, а школьников перевели на дистанционное обучение. Возможность родителей ездить в офис, если он находится слишком далеко от дома, тем более переехать в другой город, где есть подходящая вроде бы вакансия, была ограничена и до эпидемии. Как подчеркивают эксперты во влиятельном журнале о менеджменте MIT Sloan Management Review, для родителей район проживания и поддержание существующего образа жизни могут оказаться важнее карьерных возможностей, если для этого нужно куда-то переезжать. Особенно это касается родителей с детьми школьного возраста, перевод которых в другую школу связан с множеством проблем.
Желание жить рядом с друзьями и родственниками, иметь «корни» часто перевешивает стремление найти более высокооплачиваемую или перспективную работу, если ради нее нужно куда-то переезжать. В своем районе у их детей тоже уже установилась своя жизнь, появились друзья, уезжать от которых не хочется. 
«Уже достаточно тяжело то, что они не могут видеть друзей из своего района в школе, а переезд разрушил бы их нормальную жизнь еще больше», — говорит один из родителей, участвовавший в исследовании, на котором основана публикация в MIT Sloan Management Review. 
Именно поэтому компании могли бы привлечь работающих родителей, разрешив им работать удаленно.
«Прекрасное место для работы»
Важность удаленной работы, в том числе для сотрудников с детьми, особенно хорошо понимают компании, которым нужны высококвалифицированные сотрудники, напрямую влияющие на конкурентоспособность бизнеса. Так, Facebook, вместо того чтобы приглашать новых сотрудников работать в своей штаб-квартире в Калифорнии, объявил, что откроет корпоративные центры в других городах — Дэнвере, Далласе и Атланте — там, где можно найти новых людей. Более того, глава компании Марк Цукерберг заявил, что в течение ближайшего десятилетия половина сотрудников полностью перейдет на удаленную работу. «Когда вы ограничиваете найм теми людьми, которые живут в небольшом числе крупных городов или готовы переехать туда, это отрезает множество людей, живущих в других районах», — говорит Цукерберг.
По тому же пути идут и другие крупные технологические компании. Об открытии офиса в той же Атланте заявила и Airbnb. Одна из причин этого решения — стремление найти там новых сотрудников. Amazon начал использовать такой подход еще задолго до эпидемии. Компания открыла в США уже 17, как она их называет, «технологических хабов».
Как подчеркивается в публикации MIT Sloan Management Review, компаниям стоит изучить данные о том, где живут их сотрудники. Это поможет получить информацию о том, где можно было бы разместить новые офисы. Компания должна решить, действительно ли для нее подходит модель, при которой у нее есть один центральный офис в большом городе или ей лучше подошли бы офисы в разных городах. Нужно иметь в виду, что удаленная работа — это не всегда работа из дома. Если многие сотрудники живут в каком-то одном районе, компания могла бы открыть там коворкинг. Эксперты предлагают подумать над веерной структурой географической организации компании — с центральным офисом и дополнительными, географически распределенными.
Есть и другие способы, при помощи которых компании могли бы попытаться удержать работающих родителей. Поскольку для таких сотрудников особенно ценно время, компания должна создавать культуру, в которой ценится качество выполненной работы, а не количество часов, потраченных на ее выполнение. А это поможет повысить конкурентоспособность компании в целом. Среди других рекомендаций экспертов — сохранение для сотрудников, работающих дома, возможности приехать поработать в офисе, если им это кажется более удобным (родителям, особенно работающим матерям, иногда хочется сменить обстановку для более продуктивной работы). Кроме того, чтобы не повышать уровень стресса у сотрудников с детьми, работодатель мог бы акцентировать внимание на том, что не ожидает от своих сотрудников работы на износ, например, не требует, чтобы на все письма они отвечали в тот же день.
По словам Дейзи Доулинг, отношение к сотрудникам с детьми важно не только из-за того, что их нужно удержать в компании, но и потому, что это показатель того, как компания в принципе относится к своему персоналу. А на это обращают внимание и более молодые работники, и те, кто рассматривает компанию в качестве потенциального работодателя. 
«Без явных примеров работающих родителей, которые добиваются успеха и преуспевают в компании, трудно будет добиться того, чтобы за компанией закрепилась репутация прекрасного места для работы», — подчеркивает Доулинг.
Этот материал доступен только по подписке
Чтобы прочитать его, оформите подписку, или войдите в свой аккаунт
Популярные статьи