Закрыть
Рубрики
Мы тщательно собираем материал - изучаем причины и следствия, ищем намечающиеся тренды, проводим интервью, изучаем историю бизнеса. Мы пишем на русском, но живем в мире глобального бизнеса.
Контакты
О нас
Закрыть
Рубрики
Мы тщательно собираем материал - изучаем причины и следствия, ищем намечающиеся тренды, проводим интервью, изучаем историю бизнеса. Мы пишем на русском, но живем в мире глобального бизнеса.
Контакты
О нас
Мы тщательно собираем материал - изучаем причины и следствия, ищем намечающиеся тренды, проводим интервью, изучаем историю бизнеса. Мы пишем на русском, но живем в мире глобального бизнеса.
Рубрики
О нас
Контакты
Мы тщательно собираем материал - изучаем причины и следствия, ищем намечающиеся тренды, проводим интервью, изучаем историю бизнеса. Мы пишем на русском, но живем в мире глобального бизнеса.
Рубрики
О нас
Контакты
Фанатик бизнеса
Как американец сделал миллиарды на торговле товарами для болельщиков
Фото: Michael G Rubin / Facebook.com
Фото: Michael G Rubin / Facebook.com

Фанатик бизнеса
Как американец сделал миллиарды на торговле товарами для болельщиков
Максим Момот
Купив мало кому известный онлайн-магазин Fanatics, продававший товары с символикой спортивных команд, американский предприниматель Майкл Рубин сумел превратить его в бизнес стоимостью $18 млрд.
«Дорогие деньги»
Когда Майклу Рубину было восемь лет, он уже промышлял торговлей — продавал семена в Филадельфии, ходя от двери к двери. В 12 лет он занялся тюнингом лыж в подвале дома у своих родителей, потом продавал там лыжи, а через несколько лет с помощью отца (далекого от бизнеса и работавшего ветеринаром) открыл настоящий лыжный магазин — отец вместе с ним подписал договор аренды.
«Я считаю, что есть два типа предпринимателей — рисковые и рациональные», — говорил 16-летний Майкл тогда, в 1988 году, изданию Small Business Chronicle. 
Себя он относил к первому типу. Основания для этого были. В 16 лет у него уже были Porsche и долг в $120 тыс. «Я не чувствовал страха, — вспоминал позднее Рубин об этом долге. — Я просто думал, что это еще один шаг». Спас его отец, давший ему в долг $37 тыс., которые помогли урегулировать отношения с кредиторами. Несмотря на эти первые трудности, к 18 годам Майкл построил сеть из пяти лыжных магазинов.
Однако отец поставил условие: Майкл должен поступить в колледж. И он действительно стал студентом Университета Вилланова в пригороде Филадельфии, где, как предполагалось, он должен был получить образование в области бизнеса. Однако заниматься теорией Майкл не стал. Вместо этого купил где-то на занятые у знакомого $17 тыс. складские излишки лыж, лыжных ботинок и прочих принадлежностей и перепродал их за $75 тыс. Отдав долг отцу и другу, юноша благополучно бросил колледж. Риск был и тут — эти $17 тыс. ему заняли под жуткий процент — по тысяче долларов в неделю. «Это были дорогие деньги», — говорил потом предприниматель.
Вскоре Майкл Рубин основал компанию KPR (названную по инициалам родителей), которая продавала лыжи и лыжные принадлежности, а потом и спортивную обувь. Этот бизнес оказался настоящим успехом — в 1994 году продажи уже составляли $27 млн. Бизнес-модель была несложной — предприниматель покупал залежавшуюся брендовую обувь по дешевке, а потом перепродавал с наценкой. Переговоры Рубин старался вести в основном по телефону, чтобы не отпугнуть потенциальных бизнес-партнеров своим юным возрастом.
В 1995 году он решился на смелый шаг — собрал $8 млн и купил долю в 40% в компании-производителе женской спортивной обуви Ryka в Массачусетсе, годовые продажи которой на тот момент составляли $50 млн. В 1997 году KPR объединилась с Ryka, акции которой уже торговались на бирже, в результате был создан новый бизнес — Global Sports Inc. (позднее известный как GSI Commerce). Сделка оказалась очень удачной — к 1998 году, когда Майклу было всего 26 лет, выручка объединенной компании составляла уже более $130 млн.
Ставка на фанатов
Как раз в том же 1998 году предпринимателю позвонил биржевой аналитик, чтобы узнать, как тот планирует интегрировать в свою модель интернет, который становился новым словом в бизнесе. Рубин ответил, что никакой интернет ему неинтересен. 
«Это все эти молодые ребята, которые теряют много денег, — отвечал он аналитику, рассказывая о том, как представляет себе появлявшуюся тогда интернет-индустрию. — У них почти нет прибыли».
Потом ему опять позвонили и опять спросили про интернет. «Чего вы все ко мне с этим пристали?» — возмутился он и положил трубку. Однако все же задумался и обзвонил CEO магазинов, которым продавал свой товар.
Оказалось, что на этих CEO уже давили их советы директоров, требуя переносить бизнес в интернет. Но как это сделать, эти CEO не понимали. И тут Рубин почувствовал, что открывается интересная возможность для бизнеса. Он быстро понял, что лучше стать крупным игроком на новом рынке, чем оставаться сравнительно небольшой компанией в уже давно существующей индустрии оптовой торговли спортивными товарами и одеждой. И уже в следующем, 1999 году он начал выводить GSI в онлайн, наняв команду специалистов.
В этом ему помогла особенность его бизнеса — торговал он оптом, физических магазинов у него не было, товар и так уже поставлялся напрямую магазинам-партнерам. В 1999 году Рубину удалось привлечь $175 млн от венчурных компаний, в том числе от Softbank. Крах доткомов в 2000-2001 годах не охладил пыла предпринимателя, хотя GSI Commerce и потеряла тогда $155 млн. Однако бизнес быстро поднялся — уже в 2004 году продажи выросли до $335 млн (c $5,5 млн в 1999 году), и компания достигла уровня безубыточности.
Больше всего Рубин заботился тогда не о прибыли, а о росте бизнеса, скупая конкурентов. Предпринимателю достаточно было того, что показатели денежного потока были хорошими. Раз у бизнеса была выручка, значит, рынок, на котором работала компания, был реальным. При этом стоимость акций предпринимателя не особенно волновала. 
«Я не думал, что поддержание стоимости акций было для меня главным»
Майкл Рубин
Если акции падали — как, например, после покупки платформы электронной торговли Ru La La в 2009 году (продавала брендовые товары со скидкой), предприниматель не беспокоился.
Благодаря такому подходу в 2011 году Рубин не побоялся приобрести онлайн-ретейлера Fanatics. Заплатить пришлось немало — $171 млн деньгами и еще $106 млн акциями GSI. Купленная компания, в которой в 2011 году работали 400 человек, была основана еще в 1995 году и продавала товары с символикой спортивных команд. Рубина как раз интересовал этот рынок, размер которого в США в то время оценивался в $15 млрд. А сотрудничать со спортивными лигами он начал еще в 2002 году. Fanatics казалась неплохим активом — по итогам 2010 года у нее было $41,8 млн наличности и никаких долгов — но фантастического успеха эта сделка никак не предвещала.
Через несколько месяцев после сделки в том же 2011 году eBay купил GSI, начавшую тогда терять прибыль, за $2,4 млрд (с премией к рыночной цене акций в 51%). На этой сделке лично Рубин заработал $150 млн (в GSI он к тому времени не был уже основным владельцем). eBay решил тогда соревноваться с Amazon в электронной торговле. Среди приобретенных eBay активов был и Fanatics, но уже в следующем, 2012 году Рубин выкупил его обратно, как и некоторые другие активы, показавшиеся eBay неинтересными.
Игры с болельщиками
Основатели Fanatics — братья Алан и Митч Трейгеры — вывели свой бизнес в интернет в 2000-е, стремясь выйти за пределы Флориды, где в 1990-е годы у них были обычные и ничем не примечательные магазины. Майкл Рубин придал этому бизнесу второе дыхание. К тому времени он был уже известным бизнесменом, обладавшим связями со спортивными лигами (в частности, NBA), которые у него остались еще со времен руководства GSI. Благодаря этому Fanatics удалось получить статус официального продавца товаров этих ведущих лиг и спортивных команд, причем не только в интернете, но и на самих матчах.
Кроме того, Рубин сумел купить некоторых конкурентов (в 2012 году — онлайн-магазин Fansedge, в 2017 году — производителя спортивной одежды Majestic) и заключил соглашение с крупной американской сетью универмагов JCPenney, чтобы продавать там свои товары. А в 2019 году предприниматель договорился с крупнейшим американским ретейлером Walmart, который стал продавать его товары через свой сайт (Walmart очень хотел посоревноваться с Amazon на рынке e-commerce).
Таким образом, Рубин использовал модель «вертикальной коммерции», то есть вместо того, чтобы продавать онлайн все подряд, как Amazon, специализировался на чем-то одном. В его случае — на товарах для фанатов спортивных команд. Преимущество такой модели было в том, что фанаты создавали устойчивый спрос, поведение которого можно было попытаться предсказать на основе анализа данных об их покупках.
Компания начала использовать облачную систему, которая отслеживала клики, поиск и покупки на своих сайтах, а также продажи товаров Fanatics в физических магазинах. Эта же система следила за соцсетями и новостными сайтами, собирая информацию об игроках, которую можно использовать. Например, важно было узнать, кто в какую команду переходит, чтобы раньше всех выпустить новую футболку с номером этого игрока и логотипом его новой команды.
Система, кроме того, следила за числом поисковых запросов об игроках — это позволило, опять же раньше других, узнавать, кто из малоизвестных спортсменов начал вызывать интерес болельщиков. Все это дало компании преимущество в скорости предложения товаров. Например, если вдруг в соцсетях стал обсуждаться какой-то малоизвестный игрок, Fanatics сразу предлагает купить футболки этого игрока, которые могут быть быстро изготовлены благодаря тому, что компания специально для этого держит запас футболок без каких-либо надписей на них.
А такие заказы запросто могут возникнуть, например, если какой-то не самый известный игрок выходит на замену из-за травмы основного. Обычные же ретейлеры закупают товары с символикой команд (футболки и т. д.) еще до начала спортивного сезона и просто не успевают за всеми изменениями. Они поневоле запасают только то, что точно можно будет продать, поэтому ассортимент у Fanatics оказывается богаче.
К тому же Рубин понял, что болельщикам проще делать покупки со смартфона, особенно во время матчей, находятся ли они в это время на стадионе или смотрят игру в баре. Поэтому с технологической стороны Fanatics много внимания уделяла тому, чтобы покупать было удобно именно с мобильных устройств. Причем если поначалу Fanatics продавала на своих сайтах товары других производителей, известных брендов, то позднее начала переходить к торговле товарами собственного производства по контракту с командами и лигами. В сочетании с мониторингом соцсетей и поисковых запросов это позволило выйти на совсем новый уровень. Например, если болельщики ищут в интернете бейсболку определенного цвета с логотипом какой-то команды, а такой бейсболки просто нет, компания может ее изготовить, причем это будет лицензионный товар.
Стремясь выстроить отношения с клиентами, Fanatics стала использовать и другие необычные ходы. Например, компания обещает бесплатно заменить купленную болельщиком футболку игрока (с названием команды, номером), если этот игрок перейдет в другую команду (и, соответственно, начнет носить ее футболку). Кроме того, Fanatics предлагает товары с автографами игроков (мячи, шлемы, футболки и т. д.). Подобные ходы, конечно, необходимы — ведь просто товары болельщики могут купить где угодно, на том же Amazon. Да и старых ретейлеров, специализирующихся на продаже спортивных товаров, рано списывать со счетов. Например, выручка одного из таких ретейлеров — Dick's Sporting Goods — в 2020 году превысила $9,5 млрд.
Тем не менее инвесторы поверили в Fanatics. В одном только 2017 году компания получила от Softbank $1 млрд при оценке в $4,5 млрд. В августе 2020 года компания стоила уже $6,2 млрд. А в августе 2021 года стало известно, что Fanatics привлек $325 млн инвестиций при оценке в $18 млрд. Инвесторов, очевидно, впечатлили растущие продажи компании, которые, согласно прогнозам, в 2021 году могут превысить $3 млрд, а также планы Fanatics по выходу на китайский рынок. В сентябре 2021 года стало известно, что новый бизнес Fanatics — торговля коллекционными карточками со спортсменами — привлек $350 млн и был оценен в $10,4 млрд. При этом расслабляться Майкл Рубин, состояние которого уже достигло $8 млрд, не собирается. По его словам, у него это «плохо получается».
Этот материал доступен только по подписке
Чтобы прочитать его, оформите подписку, или войдите в свой аккаунт
Популярные статьи